Стабилизаторы изображенийДля
того, чтобы получить резкий не размытый снимок сделанный с рук (или в
движении), нужно учитывать выдержку при съемке — потому, что чем длиннее
выдержка, тем больше можно намазать на снимке. Стабилизаторы изображения Почти всегда, если диафрагма объектива
открывается на величину большую F2.8, пишут, что объектив идеален для
съемок в вечернее и даже в ночное время. В чем-то они правы, но работая и
снимая с рук, я пришел к выводу, что больше подходит стабилизатор VR в
объективе, нежели большая светосила. Снимая с рук и пользуясь золотым правилом, что число, отвечающее за выдержку, должно быть больше чем эффективное фокусное расстояние. Например, если вы снимаете на фокусном расстоянии в 35мм, выдержка должна быть не больше 1/35 секунды, обычно это 1/60 и более короткие выдержки. Но когда используешь объектив с подавлением вибраций, это правило сильно меняется. Для
популярных и всеми известных производителей камер и объективов
существует свое обозначение функции уменьшения вибраций. Ниже приведен
список самых популярных обозначений. Стабилизаторы, встроенные в объектив: Canon: IS — Image Stabilization (стабилизатор изображения) Nikon: VR — Vibration Reduction (подавитель вибраций) Panasonic: O.I.S. — Optical Image Stabilizer (оптический стабилизатор изображения) Sony: Optical Steady Shot (оптический стабилизатор съемки) Tamron: VC — Vibration Compensation (Компенсация при вибрациях) Sigma: OS — Optical Stabilization (Оптический стабилизатор) Стабилизация, встроенная в камеру: Pentax: SR — Shake Reduction (Подавление дрожания) Olympus: IS — Image Stabilizer (Стабилизатор изображения) Sony: SSS — Super Steady Shot (Супер стабилизатор съемки) Konica Minolta: AS — Anti-Shake (Анти-дрожание) Я объясню достоинства подавления вибраций на примере объектива с функцией подавления вибраций Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor
(рассчеты можно производить и для других объективов). Если для того,
чтобы получить приемлемый снимок на фокусном расстоянии 105мм (что
является уже средним телевиком) нужно использовать параметры камеры, при
которых выдержка должна быть меньше чем 1/105 или даже 1/150 (учитывая кроп) по правилу, описанному выше. Обычно число выдержки,
которое можно выставить на камере соответствует 1/125 секунды.
Учитывая, что данный объектив, как и большинство зумов является не
светосильным (темным) при диафрагме F5.6, нужно использовать высокие
значения ISO, которые дадут много шумов. Если же на объективе включить функцию VR, то можно с тем же успехом снимать на выдержках порядка 1/20 секунды, уменьшив таким образом ISO. Почему
так происходит? Производитель в технических характеристиках указывает,
что объектив или камера с подавлением вибраций может работать с
выдержками на несколько ступеней короче (длиннее) чем без него. В данном случае это 3 ступени. Одна
ступень в фотографии означает разницу в 2 раза. Три ступени дадут
разницу в восемь раз. 2^3=8 (два в третьей степени). Вот и получаем
1/125 поделить на 8 приблизительно равно 1/15 секунды. Данные
расчеты действительно близки к истине, но из-за того, что производители
накручивают показатели, более менее правдивое значение узнается только в
практике. Для данного объектива при 105мм фокусного расстояния (что в пересчете на ЭФР дает 157 мм) минимальная выдержка при съемке с рук допустима в районе 1/15-1/30. Пример фото сделанного с рук, параметры съемки в подписи картинке. 1 / 25 sec ISO 1600 F5.6 105 mm Nikon d40 + Nikkor 18-105 VR 3.5-5.6 съемка с рук Все эти вычисления имеют силу для любых объективов или систем подавления. 1/2 секунды 45mm ISO 200 F4.5 Nikkor 18-105 Как видим на фото выше, при выдержки
в 1\2 секунды (что в обычных условиях является очень длинной
выдержкой), получаем абсолютно приемлемое качество картинки с рук при
низких ISO. Раньше, всего пару лет назад, фотографы, при длительных выдержках, должны были пользоваться штативом, или светосильными объективами. При
работе со светосильными объективами, например 50mm F1.4 50mm F1.8 и
съемке в тяжелых условиях, объективы с подавлением вибраций составляют
ощутимую конкуренцию, а иногда выигрывают у них. Светосила F5.6 и
F1.8 разнятся примерно на 3 с хвостиком ступени, если быть точным, то
разница по величине светового потока разница в 9 раз. (потому, что
изменение числа F двое дает изменение площади в 4 раза, от сюда
5,6/1,8=3.11, а разница в площади в 3.11^2= приблизительно 9). Получаем,
что выигрыш со светосильным объективом дает уменьшение выдержки в 9
раз, а при использовании VR в 8 раз. На практике работают оба метода при
съемке в мало освещенных территориях. Лично для меня удобно использовать и подавление вибраций и светосильные фиксы. У каждого свои достоинства. Вывод:
оптические стабилизаторы отлично подходят для длиннофокусных объективов
и для съемок при малом освещении, давая выигрыш в уменьшении выдержки
без боязни получить смазанный кадр.
|