Хроматические аберрацииХроматические аберрации человеческим языком – это цветовые или другие искажения, которые добавляют в оригинальный вид изображения разного рода паразитические искажения. ![Хроматические аберрации Хроматические аберрации](http://radojuva.com.ua/wp-content/uploads/2011/04/ca-radojuva.jpg) Хроматические аберрации Если Вы любитель, и где-то услышали, что какой-то объектив дает сильные ХА
(хроматические аберрации, а именно так их чаще всего обзывают для
сокращения), а потом долго смотрели на фотографию и так и ничего не
увидели – не расстраивайтесь. В наше время борьба над ХА почти пройдена.
Сейчас, в качественной оптике очень хорошо удается бороться с ХА и
потому заметить их действительно сложно. Бывают осевые, сферические, поперечные и другие виды, но все они сводятся к искажению картинки. Основная суть аберрации
походит от дисперсии, проще говоря, когда белый луч раскладывается на
спектр от фиолетового до синего — это связано с тем, что лучи с разной
длиной волны (разного цвета) преломляются под разными углами, проходя
через линзы объектива. Достаточно вспомнить урок по физике с
преломлением лучей в призме, а линза – это две призмы соединенные
основами. Получается слоеная картинка. Часто ХА добавляют разные
цветовые пятна и полосы, особенно ярко это выражается на переходе
контрастных предметов, часто приводят пример с деревьями. ![Хроматические аберрации Хроматические аберрации](http://radojuva.com.ua/wp-content/uploads/2011/04/cas-review-radojuva-6.jpg) Хроматические аберрации Ниже снимок, весь заполненный аберрациями. ![Пример абберации. Красные ореолы паутинки. Пример абберации. Красные ореолы паутинки.](http://radojuva.com.ua/wp-content/uploads/2011/04/hromatic-abberation-4.jpg) Пример абберации. Красные ореолы паутинки. Конечно, существует ряд объективов (а именно объективы дают ХА), которые все же сильно страдают
этим недугом. Но как говорится: оптимисты изобретают самолет,
пессимисты – парашют, потому ХА нужно бороть, чтобы получать
качественные снимки. ![Хроматические аберрации Хроматические аберрации](http://radojuva.com.ua/wp-content/uploads/2011/04/cas-review-radojuva-3.jpg) Хроматические аберрации. Фрижинг Очень часто ХА путают с фрижингом. Фрижинг
— это аберрации в зоне нерезкости, при чем, все контрастные переходы в
области перед зоной резкости окрашиваются в фиолетовый (пурпурный) цвет,
а за областью резкости в зеленый. Это хорошо видно на примере выше.
Внимание: не нужно путать фрижинг с ХА. Меня очень часто спрашивают
почему сильные ХА дает тот или другой объектив, очень часто отгадка
кроется в том, что это не ХА, а фрижинг в зоне нерезкости, а снимок был
элементарно произведен без правильной наводки на резкость. ![Сферические аберрации Сферические аберрации](http://radojuva.com.ua/wp-content/uploads/2011/04/cas-review-radojuva-5.jpg) Сферические аберрации Сферические
аберрации — это стирание границ между контрастными элементами в зоне
резкости на фото. Пример выше, белая рубашка модели плавно перетекает в
темный задний фон, стирая границу. Сферическими аберрациями сильно
страдают монокли. Более детально в разделе монокль. ![Паразитические блики Паразитические блики](http://radojuva.com.ua/wp-content/uploads/2011/04/sun-flow.jpg) Паразитические блики Иногда
путают фиолетовые и красные ореолы на фото с ХА. Ореолы — это просто
паразитические блики от яркого источника в кадре. Пример таких бликов
показан выше. Как же быть? Как лечить от этого объектив? В современных объективах стараются использовать низкодисперсные элементы. Nikon их обозначает как ED
(Extra-Low Dispersion – супер маленькая дисперсия). Эти элементы дают
меньшее преломление для лучей с разной длинной волны (для лучей разного
цвета). Также сейчас начали использовать асферические линзы, которые позволяют получить конечную картинку с меньшим количеством ХА.
В современных продвинутых камерах есть автоматический контроль
аберраций – не знаю как это делают современные камеры (скорее всего по
специальным алгоритмам), но удаление аберраций у них получается на ура. Также я рекомендую просто помнить, что аберрации появляются при сильно контрастных элементах в кадре
(солнце и небо, деревья и небо, темные и светлые участки), когда
фотографируете действительно сильно контрастный элемент, просто помните,
что фото нужно будет доработать если появятся ХА. Больше всего ХА появляется на открытой диафрагме при использовании на широкоугольных и светосильных объективах, потому ХА видны почти на всех дешевых и объективах среднего ценового диапазона при полностью открытой диафрагме (в определенных условиях). У телевиков больше всего ХА на длинном конце (максимальном допустимом фокусном расстоянии). Очень легко (но не совсем корректно) избавиться от ХА – это сделать фотографию черно белой. Если
же нужно полностью избавиться от ХА при непосредственной фотосъемке,
то в этом помогут зеркально-линзовые объективы, в которых они
отсутствуют напрочь, примером такого объектива может служить МС МТО-11 1000mm F10.0.
|