Иногда бывает, человек, купив дорогую камеру, не может понять, почему
его фотографии не отличаются особым качеством по сравнению с
"мыльницей". Даже если у вас цифровая зеркалка проф. уровня, и проф. внешняя вспышка, это
не значит, что камера всю работу будет делать за вас. Скажу больше,
профессиональная и полупрофессиональная техника требует от владельца
немалых навыков в области настройки параметров и грамотной эксплуатации
всех функций. Чтобы поднять на порядок качество фотографий, необходимо
правильно использовать возможности камеры и внешней вспышки, о
последней и пойдёт речь в сегодняшней статье.
Используем отраженный свет от потолка и стен
Вспышку, так же как и объектив, желательно использовать
профессионального уровня, чтобы выжать максимальное качество из самой
заурядной
камеры. Разумеется, что камера должна быть полностью совместима с
применяемой
внешней вспышкой. Как правило, продукты от одного производителя
исключают ошибки несовместимости. Не искушённые фотолюбители, в основном
используют направленный свет "в
лоб", чем, собственно, и обрекают свои шедевры на "мыльный" уровень. Не
пользуйтесь в портретной съёмке, насколько это возможно, направленным
"в лоб" вариантом освещения. Для портрета, такой вариант освещения -
смерть. Такая фотография не несёт в себе никакой художественной ценности.
Изображение, в таком варианте освещения, плоское, лишено
объёма и перспективы. Настоятельно рекомендую использовать в портрете
отражённый свет от стены, от потолка, от отражателя, от рефлектора и
т.д. Для этих целей используют вспышки оборудованные двумя уровнями
свободы (поворот головки в горизонтальной
и вертикальной плоскостях). В этой
статье рассмотрим простой способ для быстрого и точного определения
оптимальной диафрагмы при положении головки внешней вспышки в потолок. Возможно,
без калькулятора будет сложно вычислить число диафрагмы(f), поэтому,
вооружаемся этим прибором и вперёд.
Вычисление диафрагмы при положении головки вспышки в потолок
Сначала "на глаз" определяем яркость и цвет потолка. Потолок обязательно
должен быть белым, без разных цветных узоров или цветных декораций.
Фокусируемся на объекте съёмки, смотрим на шкалу расстояний на
объективе, запоминаем число "d1". Поднимаем фотоаппарат вверх,
фокусируемся на потолке (см.рисунок), добавляем два числа расстояний d1 +
d2. Теперь, ведущее число делим на суммарное расстояние "ds",
которое мы нашли, после чего, делим всё это на 1,5 или 2 (зависит от
яркости потолка), получаем f. Например, до объекта - 3 m, до потолка -
1,2 m, G вспышки 40 (iso 100), угол головки вспышки 60°-75°, ручной
режим мощности вспышки М 1/1 (полная мощность), температура окружающей
среды примерно +20°C.
Значит: 40÷(3+1,2) = 9,5. Дальше делим 9,5 на 1,5 = 6,3f. Для экономии
времени, при необходимости смены iso, советую перед съёмкой
предварительно пересчитать все возможные iso по формуле уточнения ведущего числа, и брать их на съёмку.
Представленные выше две фотографии наглядно демонстрируют эффект отраженного света вспышки направленной в потолок:
- исчезла тень на стене;
- фотография приобрела объём благодаря верхнему рассеянному свету;
- исчезли блики с поверхности кожи лица;
- динамический диапазон изображения заметно расширился.
Перестройка параметров экспозиции у меня заняла примерно 10 секунд. Со временем, вычисление экспозиции
будет для вас не таким уж сложным процессом, с опытом, вычисление
диафрагмы будет отработано до автоматизма - за несколько секунд.